Образование ума

(1 )

Ум – это духовное зрение человека, которым он видит не то, что является во времени и пространстве, а вечные первообразы как того, что есть, так и того, что должно быть. Хотя ум – это одна сила, но мы даем ему различные наименования. Он называется: умом созерцательным (теоретическим), когда исследует истину, умом деятельным (практическим), как провозвестник вечного закона, с которым мы должны сообразовывать все действия нашей свободы; а некоторые еще называют его высшим воображением (или фантазией), как орган, созерцающий идеи прекрасного, великого и высокого.

Во всех указанных значениях ум пробуждается в ребенке гораздо раньше, чем думают некоторые. Как скоро ребенок начинает судить об истинном, прекрасном и нравственно добром, - это знак, что ему уже открывается если не солнце, то, по крайней мере, заря высшего мира. Хотя душа еще не понимает ясно этих высоких идей, но живой росток умственной деятельности уже пришел в движение и с нетерпением ждет нужного пособия для своего дальнейшего раскрытия. Это пособие состоит в постоянном стимулировании, упражнении и направлении деятельности ума. Здесь ребенку необходимо:

  • по мере приобретенной им силы ума при всяком случае давать предметы для размышления об истине, справедливости и несправедливости;
  • занятия направлять так, чтобы детского ума не расстраивали ни предрассудки, ни худые наклонности и чтобы он с радостью принимал познанную истину.

Ошибаются те, кто под образованием ума понимают только развитие отвлеченных понятий, общих положений и глубокомысленных доказательств. Также несправедливо делают, когда образование ума отделяют от образования способности внешнего восприятия и, чтобы воспитанника сделать умным, считают нужным только возвысить его в мир идей, между тем как ум, с самого своего пробуждения должен мало-помалу укрепляться, приучаясь судить о предметах внешнего и внутреннего мира, о предметах мира физического и нравственного, о том, что прежде было, и о том, что каждый день происходит вне нас и с нами самими.

Как чувство красоты первоначально раскрывается не посредством науки о красоте (эстетики), а посредством правильного рассмотрения тех предметов, которые своей красотой хотя бы слабо отражают первообраз красоты, так точно раскрывается и чувство истины и нравственного добра. Отсюда очевидно, что погрешают те, кто утверждает, будто образование ума надо откладывать до возраста духовной зрелости.

Можно ли человеку достигнуть духовной зрелости, если чувство истины и долга в нем заранее не пробуждено, не раскрыто постепенно и оставлено без попечения? Без раннего образования ума невозможно истинно человеческое образование и других способностей, потому что только ум возвышает человека над животными и делает его истинным человеком. Все ошибочные мнения в этом случае происходят от неправильного взгляда на существо ума или от того, что его образование, о котором должна рассуждать наука воспитания смешивают с образованием философским.

Ум – это способность находить истину и жить сообразно с ней, или способность приводить в согласие земное с неземным, временное с вечным. Всегда внимать гласу Бога и всегда верно следовать ему – знак высшего образования ума.

Только того мы считаем истинно умным человеком, кто свои знания правильно употребляет для достижения главного своего назначения. Поэтому образование ума и нравственное образование – это одно и то же.

По учению веры, истинно умный человек – это тот, кто в жизни непритворно показывает себя истинно благочестивым и добродетельным. И так как одно только христианство есть истинная вера, божественность которой подтверждается непререкаемыми историческими событиями, и спасение падшего рода человеческого возможно только через веру в Иисуса Христа, то кому не горестно слышать, что и в наше время некоторые стараются подрывать христианство?

Особенно прискорбно то, что под видом совершенствования любознательного юноши отвлекают его ум от того, что для него дороже всего, и, подобно Иеровоаму, развращавшему Израиль, вместо того, чтобы вести его в Иерусалим, в притворы единого и истинного Бога, влекут в Дан и Вефиль для поклонения идолу, которого сами создали.

О, если бы философия пришла в себя от своего опьянения и увидела, что она тогда только достойна своего имени (любовь к мудрости), когда идет по пустыне, опираясь на единое истинное руководство – учение Иисуса Христа, единого истинного Учителя. Сам опыт учит нас, что каждая система сама в себе носит зародыш своей смерти, как скоро она является враждующей против Евангельского учения и Св. Церкви, краеугольный Камень и Глава которой есть Иисус Христос, Истинный Бог, Творец и Владыка всех тварей.

nazad kniga  soderganie  dalee kniga

Прочитано 717 раз

Рекомендованные материалы:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить