Чудо-Юдо Кит

Постепенное развитие ума

Порядок и постепенность раскрытия умственных сил зависят не от произвола родителей или воспитателя, а от самой природы. Сначала начинает действовать способность внешнего восприятия. Вкус, осязание и зрение доставляют первые представления. Потом раскрываются слух и обоняние.

В этом состоянии ребенок только воспринимает впечатления. Но, по мере своего укрепления, душа начинает соединять частные признаки в понятия, отличает один предмет от другого и, хотя еще не свободно, но уже начинает воспроизводить прежние представления. Через некоторое время чувства и ощущения, появляющиеся в ребенке, переходят в неясное сознание. В продолжение этих внутренних действий раскрывающегося духа слепой инстинкт постепенно переходит в произвольные действия, и грубый язык природы сплетается в лепетание слов.

Когда вместе с телесной организацией незаметно подвигается вперед и образование чувственных представлений, душа постепенно проникается лучами сверхчувственного мира. Ребенок получает пока еще неясное предчувствие истины и нравственного добра. Это – первые отголоски ума. Но они еще очень слабы и не проникают в сознание. В этом состоянии душа бывает подобна человеку, который освещается солнцем, тогда как глаза его закрыты, и который, еще не видя, получает только впечатление от солнечного света и ощущает тепло.

Ребенок и оставался бы при этом предчувствии или даже это предчувствие очень скоро опять исчезло бы, и ребенок пребывал бы в животном состоянии, если бы не помогало постороннее возбуждение необходимых сил и правильное обучение. Так, по крайней мере, говорит нам история как отдельных людей, с младенчества оставленных в совершенно небрежении, так и целых народов, погруженных в дикое состояние.

Но как скоро эти смутные представления, при помощи правильного обучения и других пособий, проясняются, тогда и ум получает больше силы и живости. Он составляет суждения и постепенно приходит к заключениям, приобретенные познания старается приводить в порядок и единство, составляет для себя начала деятельности и правила благоразумия, или, созерцая вечный Первообраз красоты, мыслит о Нем и старается изобразить Его во времени и пространстве.

Часто человек трудится только над отблесками истины, но не возносится своим взором к самой истине. Когда же он получает в собственном смысле высшее образование, тогда познает Самого Бога как Первообраз истины и красоты, и в совести своей слышит глас Божий.

С того времени он уже не довольствуется одними только лучами Божественного света, отражающимися в творении; его дух возносится к Самому Богу как вечному Солнцу, как Началу, Середине и Концу всего сотворенного, и сердце его чувствует непрестанное влечение к Нему. Впрочем, для приобретения истинного, живого познания о Боге не достаточно одного человеческого усилия, - для этой цели человек имеет существенную необходимость в Божественном откровении, а чтобы живо быть проникнутым Словом Божиим, необходимо внутреннее просвещение и укрепление. Когда же человек предается этому внутреннему действию благодати, тогда для него нет ничего желаннее, чем искупление и спасение через Иисуса Христа.

Здесь, как и во всех других случаях, воспитатель должен уважать внушения природы и никогда не поступать вопреки ей. Обязанность воспитателя или родителей состоит в том, чтобы сообразно с природой помогать раскрытию ума, пробуждать его способности, совершенствовать их с благоразумной заботливостью и, предотвращая всякое повреждение, более и более приближать их к идеалу истинного образования ума.

Следовательно, вся деятельность воспитателя в первые годы воспитания ребенка ограничивается тем, чтобы сохранять, пробуждать, растить и совершенствовать низшую, или опытную, познавательную способность, частью для того, чтобы пробуждающемуся уму ребенка приготовить здравые органы, а частью для того, чтобы помогать самому пробуждению ума.

Но когда начинает обнаруживаться высшая жизнь, тогда и воспитание вступает в высший круг действия. Вначале дело воспитания состоит только в том, чтобы с благоразумием и любовью помогать пробуждающемуся духу разорвать оковы грубой животности, доставить ниспадающим лучам высшего света свободный доступ к нему и с материнской заботливостью хранить и воспитывать чувство истины, нравственного добра и красоты. А поскольку детский ум еще слишком слаб для того, чтобы непосредственно воспринимать высокие предметы, то надо для него представлять их в чувственных образах посредством повествований, примеров и подобий.

При этом каждую из раскрывшихся его сил так нужно развивать, чтобы она не только сама постепенно укреплялась, но и помогала раскрытию и усовершенствованию прочих сил. Например, память нужно упражнять в таких предметах, которые доставляли бы пищу для размышления, были занимательны и тому подобное.

Когда ум ребенка станет более независимым от чувственности и приобретет уже некоторую силу подниматься выше того, что принадлежит чувствам, тогда можно, соблюдая надлежащую постепенность, занимать его отвлеченными исследованиями и высшими умственными упражнениями, но так, чтобы знание и вера взаимно поддерживали друг друга, как прежде было кратко замечено.

Хотя раскрытие духа и переход от чувственного к сверхчувственному во всех людях совершаются одинаковым порядком, но время, в которое та или другая сила, например, разум или ум начинают действовать, бывает очень различно. При этом очень много зависит от качества природных способностей и от влияния внешних обстоятельств.

Впрочем, постепенность раскрытия духа никак не нужно понимать в том смысле, будто низшие силы уже не нужно образовывать, если начинают действовать высшие. Напротив, все способности надо совершенствовать больше и больше, приводя их в согласие между собой. Только всегда нужно иметь особенное попечение о тех способностях, которые по естественному порядку, именно теперь должны быть раскрываемы.

nazad kniga  soderganie  dalee kniga

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить