Угрозы и наказания

(2 )

Если сообщаемые ребенку наставления и предостережения не могут удержать в порядке беспорядочных его влечений, то надо прибегнуть к соответствующим мерам принуждения. Там нет истинной любви к детям, где для удержания детского своенравия и вольности не хотят употреблять нужной строгости: хотя и с прискорбием, но надо поступать вопреки детскому легкомыслию, когда это нужно. Мудрый говорит: Кто жалеет розги своей для сына, тот ненавидит сына (Притч. 13. 25). Также если прежде данное предостережение было пренебрежено ребенком и, может быть, уже не один раз, то нужно, чтобы от этого пренебрежения он подвергался неприятным последствиям.

Погрешающий ребенок должен на деле испытывать, что каждое уклонение от пути порядка ведет к неприятностям. Например, ребенок, неумеренный в употреблении пищи или сластолюбивый, расстроивший тем самым свой желудок, пусть принимает горькое лекарство или соблюдает горькую диету, неопрятный – пусть подвергается стыду и ставится позади, сварливый – пусть удаляется от общения с другими, забывчивый – пусть снова повторяет забытое, ленивый – пусть лишается пищи, пока не выполнит своего дела, обманывающий – пусть лишается доверия до тех пор, пока не исправится и т.д.

Если же неприятные последствия вредны для ребенка, то их надо отменять или делать безвредными, но во всяком другом случае, после совершенных детьми проступков, необходимо намеренно подвергать их неприятным последствиям и, если они сами по себе слишком слабо действуют на детей, усиливать их посредством сопутствующих обстоятельств.

Кроме того, беспорядочным склонностям надо противодействовать и посредством произвольно избираемых наказаний. Предварительное объявление их называется угрозой. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  • В угрозах надо быть умеренным
  • Никогда не нужно угрожать чем-нибудь таким, чего нельзя или не должно делать
  • Угрожая ребенку, надо обращать внимание и на личные его свойства
  • Объявленные угрозы, в случае пренебрежения ими, всегда должны быть выполняемы. Поэтому угрожать надо с рассуждением, и каждый раз сдерживать слово, а когда нужно отменить наказание, то надо делать это так, чтобы ребенок в отмене отнюдь не видел для себя блажки

Если угроза оставлена без внимания, то надо приступить к объявленному наказанию. Цель наказания – не причинить боль ребенку или отомстить ему, но отсечь возникающие ростки зла и положить пределы пробуждающимся отрицательным наклонностям.

Само собой разумеется, что не нужно избирать никаких вредных наказаний, от которых, например, подвергается опасности здоровье, чувство стыда и чести или слишком раздражается сердце. Так как наказание должно происходить единственно из любви, то, прибегая к нему, всегда надо иметь в виду только благо ребенка. Об этом будет сказано подробнее, когда речь пойдет о нравственном воспитании.

Нужно ли употреблять телесные наказания?

Конечно, жалко, если человек весьма мало, а может быть, и совсем не имеет чувства для высоких и благородных впечатлений, и поэтому необходимо бывает поступать с ним, как с неразумным животным, но кто будет отвергать, что есть такие люди?

Таких мы встречаем часто, особенно между малолетними, совсем необразованными и одичавшими детьми. Для них телесные наказания необходимы. Мудрый говорит: Наказывай сына своего, доколе есть надежда (Притч. 19, 18). Конечно, нельзя одобрять неумеренного гнева и жестоких поступков некоторых родителей или воспитателей и никак нельзя желать возвращения тех наказаний, которые прежде употреблялись в училищах, но вредно и то, если при воспитании совершенно удаляются от строгости благоразумных предков и тем самым ослабляют строгость нравов. Мудрые всегда шли золотым путем середины: им должны подражать и мы.

nazad kniga  soderganie  dalee kniga

Прочитано 825 раз

Рекомендованные материалы:

Другие материалы в этой категории: « Предостережения Исправление недостатков »

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить