Предотвращение и врачевание тайных грехов

(2 )

Нет нужды подробно говорить о грехах, между юношами обыкновенных, и для каждого из них предлагать особый способ врачевания. Кто хорошо усвоит себе до сих пор сказанное об образовании различных способностей, как телесных, так и духовных, тот легко обойдется без этого частного указания.

Только об одном виде юношеских грехов, кажется, не нужно молчать, а именно о влечении к другому полу; ибо сколь ни постыден и ни ужасен этот порок по своим последствиям, он так обольстителен и искушение здесь так велико, что только меньшая часть юношей имеет счастье спасти себя от искушения до вступления в зрелый возраст.

Опасность от этих грехов умножается по мере того, как оскудевает в ребенке дух благочестия, дух молитвы и благоговейного уважения к святым заповедям Христовым. Для того уже нет защиты от этих искушений, кто не питает в душе своей любви к Богу и Его закону и кто равнодушен ко всему священному. А тот сам идет в пропасть погибели и неудержимо стремится к ней, кто ищет для себя только чувственных наслаждений, кто плотскую любовь со всеми обольщениями испорченного воображения представляет наилучшим благом жизни или постыдные обнаружения скотской похоти считает простительной слабостью.

Особенно часто этот порок проявляется в онании, или самоосквернении, и «как ужасна печать, - говорит знаменитый врач, - которую природа налагает на такого грешника! Это – поблекшая роза, древо, засохшее во время цветения, ходячий труп. Этот гнусный порок истребляет весь огонь и жизнь и оставляет по себе бессилие, недеятельность, смертную бледность, сухость тела и расслабление души.

Глаза теряют свой блеск и живость, черты лица становятся продолговатыми, красота юношеского вида исчезает, и бледно-желтый, свинцовый цвет покрывает лицо юноши. Дети, получившие от природы отличные дарования и остроумие, становятся только посредственными или даже тупыми; душа теряет вкус ко всем добрым и возвышенным помыслам, а воображение совершенно портится.

Вся жизнь такого человека есть ряд тайных упреков совести, мучительных ощущений заслуженной слабости, нерешимости, недовольства жизнью. Кроме того, пищеварительная сила ослабевает, кровь портится, грудь наполняется мокротами, выступают сыпи и чирьи на коже, возникает сухость и измождение всего тела, падучая болезнь, чахотка, перемежающаяся лихорадка, обмороки и преждевременная смерть».

Поэтому весьма важная обязанность родителей – всеми мерами охранять детей от этого опустошительного порока и вообще от всякого греха нецеломудрия, а если зло уже вкралось, тотчас замечать и как можно скорее врачевать сию заразу. Для того чтобы отвратить эту ужасную язву, прежде всего надо по возможности устранять опасности и угрожающие бедой следующие случаи:

  • со стороны тела: изнеженность и расслабление, слишком сытные кушанья, крепко приправленные, приводящие в волнение кровь, также крепкие напитки, теплые перины, особенно если дети долго лежат на них утром после своего пробуждения, иногда полнокровие, острота соков, засорение желез, переполнение желудка, особенно перед сном, и т.п.;
  • со стороны духа: осквернение юношеского воображения зрением соблазнительных картин, статуй и других предметов, сильно раздражающих чувствительность, чтением вредных сочинений, соблазнительных повестей и романов и т.п., непристойными шутками и намеками, посещением соблазнительных театральных представлений, подозрительных обществ, нескромных увеселений, а иногда даже преждевременным изучением анатомии и т.п.:
  • зрелище безнравственных примеров, когда взрослые в присутствии детей позволяют себе соблазнительную вольность и даже явное бесстыдство; также чувствительным обращением детей между собой, особенно опасным является нежное обращение с лицами другого пола, хотя бы это было и без плохого намерения. От этого обычно расслабляется сердце, воспламеняется воображение, мало-помалу притупляется чувство стыда, и страсть становится почти непреодолимою;
  • наконец, намеренное обольщение или от сверстников и товарищей, или от других. Родители должны со всей заботливостью смотреть, с кем общаются дети, с кем и где играют, при ком спят и кому сами перепоручают их.

Эти и подобные поводы к грехам нецеломудрия надо устранять или, когда это невозможно, стараться делать их безвредными. Впрочем, человек в самом себе носит величайшего врага, и если не будет мужественно сопротивляться ему, то неминуемо станет его рабом. К средствам этого сопротивления преимущественно относятся:

  • благоразумное укрепление тела, приучение его к умеренности и продолжительные упражнения в терпении и лишениях;
  • постоянное упражнение, посредством которого ум и сердце правильно бывают заняты и обращены к приличным предметам. Ничего нет опаснее, чем праздное бездействие;
  • занятие ума светлыми, возвышающими душу размышлениями;
  • с ранних лет пробужденный и тщательно сохраняемый сыновний страх к Богу, что является самым действенным средством к сохранению чистоты, как и вообще детской невинности. Как можно чаще надо говорить ребенку примерно следующее: «Дитя! Бог везде видит тебя; ни мрак ночи, ни отдаленность места не могут укрыть тебя от всевидящего ока Его; Он видит все твое сердце и знает каждую твою мысль!». Сюда относится и то, что сказано было прежде о благоговейном почитании Пресвятой Богородицы, Ангела-Хранителя, святых угодников Божиих и т.п., о молитве и принятии Святых Таинств;
  • наконец, попечение о сохранении детской стыдливости. Очень важно, если дети уже с ранних лет смотрят на всякое ненужное осязание и обнажение себя, как на нечто неприличное, и если другие внимательно берегут в них нежное чувство стыда. Все противное христианской скромности нужно представлять им как постыдное и достойное отвращения и внушать, чтобы они всегда того стыдились и избегали. Когда ребенок достигнет некоторой зрелости ума и тела, тогда надо твердо уверить его в греховности нецеломудрия, особенно посредством изречений Божественного Откровения. Надо приучать его всегда помнить высокое достоинство сохранения чистоты и невинности и с уважением смотреть на свое тело, как на жилище Святого Духа. Нужно также указывать ему на ужасные последствия, какие человек навлекает на себя, предаваясь скотсткой похоти.

В мире, подверженном греховному растлению, всегда были и сейчас есть (может быть, еще больше, чем прежде) бесстыдные соблазнители, которые извиняют этот пагубный порок, считая его маловажным, и пагубные последствия, от него происходящие, представляют такими, которых будто бы легко можно избежать.

О, какое зло для мира такие люди! Какая опасность для неопытных детей и подростков – встреча с этими развратителями! Как легко может обольстится грехом детское сердце, по своей падшей природе уже предрасположенное к этому злу! О, если бы каждый соблазнитель или соблазняемый в часы ослепления своего мог видеть страшную картину того ужасного зла, какое причиняют грехи нецеломудрия каждому виновному в них, равно как семействам, обществам и целому миру!

Он ужаснулся бы и с трепетом отвратился бы от всякого прикосновения к этой губительной язве человеческого рода. Поэтому, чем пагубнее пороки нецеломудрия, тем благовременнее и внимательнее надо внушать детям отвращение к ним и тем необходимее указывать подросткам те места из Божественного Откровения, где говорится о строгом воспрещении прелюбодеяния и всякого греха, нарушающего целомудрие.

Сюда относятся следующие места Священного Писания: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы (1 Кор. 3, 16-17). Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9-10). А блуд и всякая нечистота не должны именоваться у вас, как прилично святым. Ибо знайте, что никакой блудник или нечистый не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления (Еф. 5, 3, 5-6).

Если же ребенок по недостатку родительского надзора впадает в этот порок, то непременная обязанность всех, кому поручается его воспитание, - стараться немедленно открыть это зло и истреблять его возможными средствами. Открытие его в начале очень трудно, ибо, как всякий порок, этот порок не любит света, но удаляется в темноту и скрытное место. Особенно это трудно в отношении гибельного греха онании, где несчастный сам и развратитель, и орудие постыдного порока. Поэтому здесь к месту слово об этом грехе.

Мерзость запустения, таящаяся в святом месте – в оскверненном храме Духа Божия, скоро открывается и наружно, по крайней мере, для взора проницательного. Главные признаки тайных грехов юности следующие:

  • бледное, свинцового цвета лицо, с влажными или сухими, запавшими глазами; также преждевременное старение и истощение тела;
  • внезапная потеря прежней живости в здоровом мальчике или девочке, также удаление от людей, нерешимость смотреть другому в лицо, устранение от общих забав со сверстниками, запирание в комнате и обнаружение большого замешательства, когда кто-нибудь входит к уединившемуся, продолжительное пребывание в потаенных местах и т.п.;
  • мрачная рассеянность духа, слабость памяти и продолжительная нерасположенность к серьезным занятиям; также пребывание на одном месте как будто в состоянии размышления, между тем как глаза без мысли устремляются на тот или другой предмет и неподвижно на нем удерживаются и т.п.

Впрочем, эти признаки не безусловны. Люди со здоровым сложением тела могут иногда в продолжение нескольких лет предаваться этому пороку, скрывая его наружные следы. С другой стороны, вышеперечисленные явления могут происходить и от иных причин, например, от различных болезней. Достовернее этих признаков следы на постельном белье, а преимущественно собственное признание ребенка.

Родители могут получить такое признание тогда, когда к подозреваемому ребенку будут снисходительны, станут, прежде всего, представлять ему этот порок не заслуживающим наказания проступком, а несчастьем, в которое могут впасть и хорошие дети, и большую часть вины будут слагать на развратителей, когда ребенку обещают деятельную помощь, но в то же время живо представляют печальные последствия этого тайного и постыдного греха и т.д.

Если при этом ребенок возбуждает основательное подозрение, то отец или мать, смотря по обстоятельствам, должны наедине, дружеским и сострадательным тоном рассказать ему, как много молодых людей, часто сами того не зная, жалко гибнут от неизвестных тайных грехов, как легко было бы помочь им, если бы они открыли свое несчастное состояние и т.д. Тут с твердым взглядом могут они сказать ему, что и о нем беспокоятся, и робкий или спокойный ответ его иногда безошибочно показывает, сознает ли он себя виновным или нет.

Но самое трудное дело – исправление этого порока, особенно если он от долговременной привычки сделался для человека как бы потребностью, второй природой. Впрочем, никогда не надо отчаиваться в надежде на успех: решительная воля, подкрепляемая Божией помощью, все может. Для этой цели со стороны родителя должно быть употреблено все то, что было сказано выше:

  • он должен раскрыть несчастному его жалкое состояние. Может быть, виновный не знал до сих пор, как постыдно и пагубно то, что делал он втайне; может быть, он содрогнется, как скоро откроют ему глаза;
  • для того чтобы побудить виновного к истинному исправлению себя, родитель должен показать ему те места из Слова Божия, где говорится об отвратительной низости этого порока; а чтобы усилить впечатление, надо изобразить перед ним плачевные последствия этого греха в настоящей жизни, а еще более там, в вечности. Если виновный уже чувствует телесные или духовные недомогания, то надо обращать его внимание на эти горькие плоды зла. Можно при этом пользоваться и естественным побуждением к чести, говоря, например, так: «Смотри! Люди скоро заметят, что ты предаешься  этому пороку!» Что касается девиц, то родители иногда могут даже поставить перед ними зеркало, чтобы они, увидев в нем свое поблекшее лицо, ужаснулись того зла, которое приводит к таким горестным;
  • если ребенок проникся осознанием низости своего греха, то надо убеждать его открыть без утайки свое бедственное состояние духовному отцу и очистить свою совесть, может быть давно обременяемую этими и другими грехами.

Наконец, чтобы облегчить ребенку исправление, нужно пользоваться всеми средствами, служащими к отвращению от тайных грехов юности, о которых было сказано выше. Особенно нужно удалить те предметы, которые до сих пор подавали ему повод ко грехам, например, соблазнительных людей, книги, зрелища, праздность и т.д.

Если кающийся покажет решительное намерение исправить себя и воспользоваться предлагаемыми ему средствами, то нужно предлагать ему наставление, как он должен бороться и побеждать соблазнительные искушения. И когда нравственное его выздоровление будет мало-помалу продвигаться вперед, он, как по своей ободряющей совести, так и по веселым взорам своих родителей, почувствует и увидит, сколь утешительно хранить чистоту, без зазрения совести смотреть на ближних и особенно обращать свой взор ко всеведущему и всеиспытывающему Господу Богу.

Напротив, если юный грешник так погряз в своем пороке, что побуждения святой веры не производят на него желаемого действия, то необходимо, чтобы он испытал и телесные наказания.

Нередко бывает нужным прибегать и к врачебной помощи, особенно когда онания есть следствие не испорченной воли, а слабого или расслабленного и расстроенного организма.

nazad kniga  soderganie  dalee kniga

Прочитано 770 раз

Рекомендованные материалы:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить