Чудо-Юдо Кит
  • Главная
  • Общие средства образования способности чувств

Общие средства образования способности чувств

Главная задача родителя здесь состоит в возбуждении способности чувств и управлении ею. Возбуждение, как выше было замечено, особенно необходимо для чувств высших, потому что низшие обычно пробуждаются сами собой и требуют не столько намеренного возбуждения, сколько благоразумного удержания в определенных границах.

Но и относительно высших чувств потребность возбуждения весьма различна и зависит от степени внутренней приемлемости ребенка и от звания, к которому он готовится. Хотя каждый человек, в известной степени, имеет необходимость в прекрасном, истинном и Божественном, хотя нет ни одного звания, в котором эти чувства не были бы нужны, однако же, как не у каждого человека сердце равно открыто для них, так и не все состояния требуют одинаковой степени их образования. Что было бы делать, например, простому крестьянину с работами его звания, по видимости низкими, если бы в нем чувство красоты было развито в высшей степени?

Главные средства к возбуждению чувств следующие:

  • нужно при каждом случае обращать внимание ребенка на все, в чем его невинное в сердце может встречать прекрасное, великое и святое, как в природе и истории, так и в произведениях искусства. При этом надо заботиться не только о правильности, но особенно о ясности и живости представлений, ибо чувства зависят больше от воображения, чем от ума;
  • надо окружать ребенка такими предметами, которые соответствуют возбуждаемым чувствам, чтобы все противное образованному вкусу и неблагородное оскорбляло его чувство, привыкшее к истинно прекрасному и благородному. Счастлив ребенок, если он растет в таких условиях, при которых всегда видит выражения истинного благоговения, целомудрие невинного сердца, со трахом избегающего всякого порока, истинную красоту, добрый порядок и благородство!
  • родители и воспитатели не только должны сами в себе иметь чувство, всегда открытое для истинной добродетели и благочестия, но показывать и детям при каждом удобном случае нелицемерное свое стремление ко всему истинно благородному и высокому, и, как на словах, так и в делах во всякое время служить для них образцом истинно доброго поведения. Обнаруживаемые при всяком случае добрые суждения и согласные с ними поступки родителей производят на детей такое впечатление, которому не может противостоять их нежное сердце;
  • нужно со всем вниманием охранять невинность детей и чистоту их души, еще светлой, неомраченной порочными страстями. Только невинное дитя имеет в своем сердце способность к истинному благородству. Но горе ребенку, если сердце его испорчено, предано ненависти или зависти или страдает от ядовитого жала тайного порока! От этого лучшие чувства истребляются в самом их зародыше так же, как нежные цветы деревьев увядают от инея.

Чувства нужно не только возбуждать, но и направлять так, чтобы они способствовали достижению истинного назначения человека или, по крайней мере, никогда не препятствовали ему. Поэтому чувства наши всегда должны подчиняться высшим целям, чтобы таким образом они могли приносить благотворные плоды.

Есть люди, в которых от самых маловажных предметов возбуждаются сильные чувства, а в случаях важных они остаются совершенно холодными; и также есть люди, чувства которых так же быстро проходят, как скоро и возбуждаются. Причиной этих недостатков часто бывает тщеславное желание казаться чувствительными и добродушными, но обыкновенно источник их находится в беспорядочном воображении. Эти недостатки нередко встречаются и в детях. Поэтому родитель должен не только охранять их от всякого лицемерия и притворства, но и стараться вместе с воображением развивать в них разум и спокойную рассудительность и постепенно упрочнять постоянный характер, чтобы они не зависели от временных расположений и не увлекались первым приятным впечатлениям, но управляли бы собой, ведомые здравым рассуждением.

Ребенок должен учиться с ранних лет владеть своими чувствами и подчинять их требованиям долга и приличия. Это настолько трудно, насколько же и важно. Как мало людей, которые всегда могли бы управлять порывами своих чувств и давать им надлежащее направление! Тем не менее, по непременному закону, все происходящее в нас и зависящее от нашей свободы должно быть подчинено уму, а ум – закону Божию. Для облегчения этого дела:

  • надо всегда поддерживать в ребенке спокойную твердость духа и рассудительность, и в то же время наблюдать, чтобы какие-нибудь чувства, даже и благородные, не усиливались до чрезмерности. Терпением вашим спасайте души ваши, - сказал Спаситель (Лк. 21, 19). И Дух Божий обитает не в бурном вихре, не в ужасающем землетрясении, не в пожирающем пламени, а в дыхании тихого вечернего ветра (3 Цар. 19, 11; Лк. 9, 55).
  • если ребенок порывами чувств увлечется к безрассудным поступкам, то, как только он придет в себя, надо обратить его внимание на противозаконность подобных поступков и из примеров других показать ему, до каких глупостей доходит человек, когда, не советуясь с рассудком, руководится одними только чувствами и скоропреходящими впечатлениями. Как искренно Давид благодарил Авигею за то, что она своими благоразумными наставлениями отклонила его от принятого им в порыве гнева намерения совершить кровавое мщение над домом Навала! (1 Цар. 25, 32 и далее).

Наконец, чувство доброе и благородное должно переходить в деятельность. Доброму дереву свойственно не только цвести, но и приносить добрые плоды, как и сердцу человеческому. К сожалению, нередко довольствуются и услаждаются приятными чувствами, хотя они совершенно бесплодны. Люди с нежным сердцем и слабыми нервами не могут видеть несчастного, не трогаясь до глубины души, но часто на этом и останавливаются.

Поэтому воспитатель не должен придавать большое значение одним чувствам детей, но всегда должен побуждать их к добрым и благородным поступкам и чаще напоминать им изречение Спасителя: Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 19-21; Ср.: Иак. 2, 15 и далее; Ин. 3, 17 и далее).

nazad kniga  soderganie  dalee kniga

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить