Объем и важность умственного образования

(2 )

Умственное образование относится не к одному только разуму, но и ко всем отраслям познавательной способности. Долг воспитания – все эти способности в ребенке развить так, чтобы он легко и верно мог достигать своего временного и вечного назначения. Для этого нужны два условия: правильное возбуждение умственных способностей и руководство ими и, что особенно важно, - постоянное упражнение.

Совершенствование умственных способностей называют формальным образованием. Напротив, материальным образованием называется собственно обучение – сообщение детям новых познаний. Нередко под умственным образованием понимают одно обучение, как будто для ребенка достаточно того, что он имеет много различных познаний, хотя бы сам и не умел хорошо мыслить, рассуждать и т.д.

Материальное образование, если оно и было упущено, удобнее восполняется впоследствии, чем формальное. Человек сорока лет от роду может иногда восполнить недостаток своих познаний, но тот, кто до того времени не научился мыслить, едва ли когда-нибудь этому научится. То же самое можно сказать и о других способностях, например, о памяти и т.д. Каждая способность, которой пренебрегали в детстве, и в продолжение всей жизни плохо развивается. Кроме того, от постоянного обучения, - если при этом ученик находится в пассивном состоянии, - собственное его мышление обычно слабеет, так что подобные люди, при множестве знаний, нередко бывают совершенно неспособны к деятельной жизни. Их знание подобно сокровищу, которым они не умеют пользоваться.

Важность умственного образования сама собой очевидна, особенно если представим себе такого человека, способности которого или остаются в бездействии по недостатку образования, или, что еще опаснее, посредством превратного образования уклонились от своего прямого пути. Те упреки, которые часто выдвигают против одностороннего умственного образования, необузданности воображения и т.д. доказывают необходимость многостороннего развития познавательных способностей человека.

Умственное образование есть обильный источник внутренней радости, условие внешней деятельности и совершенно соответствует премудрым намерениям Творца, ибо оно есть не что иное, как раскрытие тех прекрасных семян, которые Сам Творец насадил в духе человеческом и хочет, чтобы они вырастали, расцветали и приносили плоды.

nazad kniga  soderganie  dalee kniga

Прочитано 590 раз

Рекомендованные материалы:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить