О чувстве истины

(1 )

Всякому человеку присуще врожденное стремление к истине. Даже обманщик, который, по превратному самолюбию, старается обманывать других, не хочет, чтобы его самого обманывали. А что сказать о тех благородных душах, для которых исследование истины составляет главное занятие?

С какой жаждой они стремятся к источнику Божественного света, и если после долгого искания искомая истина, наконец, открывается им, то, как искренно они радуются и с каким восторгом принимают найденное! Даже языческая древность являет нам таких людей, которые, презирая все чувственные удовольствия, большую часть жизни провели в опасных путешествиях и жертвовали всем, чтобы только собрать обширные познания.

Хотя это стремление к истине и такое сильное чувство удовлетворения при открытии ее предполагают уже довольно высокую степень образованности, однако и ребенок способен чувствовать истину, если только родители и воспитатели сумеют сохранить его сердце неиспорченным и оживить благородное стремление его души. Для этой цели:

  • сам родитель всегда нужно высоко и свято уважать истину. Это уважение надо показывать ребенку при всяком случае, не только словами, но особенно своим примером, своей живой ревностью к расширению собственного образования, радостью о новых открытиях и непритворным уважением ко всему, что истинно и полезно, старое ли это или новое;
  • надо давать чувствовать ребенку, как тяжело не знать необходимых и полезных предметов или иметь о них только темные и сбивчивые понятия и, напротив, как отрадно бывает для души человека, когда он освобождается от этого состояния и когда кругозор его с каждым днем все более расширяется;
  • всеми мерами стараясь сохранить чистоту и невинность ребенка, надо также при обучении удалять от него все, наводящее на него скуку и тягость. Чувство истины и умственное образование не могут хорошо совершенствоваться, если ребенка будут принуждать к учению только физическими мерами или обучение будет состоять только в сухом преподавании уроков и в заучивании на память каких-нибудь непонятных положений, если родители и учителя будут представлять обучение как бы неизбежным злом и станут утешать своих детей только будущей свободой.

Что касается руководства этим чувством, то надо особенно остерегаться, чтобы ребенок не предавался неумеренному любопытству, своенравной односторонности или умственной гордости. Впрочем, об этом было уже сказано в главе об образовании умственных способностей.

nazad kniga  soderganie  dalee kniga

Прочитано 476 раз

Рекомендованные материалы:

Другие материалы в этой категории: « О чувстве красоты О нравственном чувстве »

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить